(Большая кликабельная фотка под катом)
Всего в первом полугодии в антимонопольный орган обратилось 103 заявителя. 37,5 процента обращений касались sms-рекламы. 13,8 процента – недостоверной рекламы. 11,1 процента – рекламной информации об алкогольной продукции, пиве и табаке. Девять процентов посвящаются биологически активным добавкам и медицинским услугам.
В результате работы по заявлениям и по собственной инициативе УФАС было возбуждено 53 дела и выдано 57 предписаний о прекращении нарушения. Все виновные лица привлечены к административной ответственности (46 дел). Вынесено 34 постановления о наложении штрафа на общую сумму один миллион 218 тысяч рублей.
– Из 103 заявлений, которые поступили, в основном обращаются граждане. По sms-рассылке пришлось отказать в 34 случаях. Отказ был связан с тем, что не были представлены доказательства распространения такой рекламы, – говорит заместитель руководителя Челябинского УФАС Людмила Галичина. – До сих пор не все обратили внимание на то, что необходимо к заявлению приложить ряд документов, в том числе фотографию с экрана мобильного телефона.
Дела по sms-рекламе не простые также потому, что нужно найти непосредственного отправителя сообщения. Очень часто подобный субъект прячется за целой цепочкой посредников, которые сдают друг другу в пользование короткий номер оператора.
В другой сфере – в рекламе биологически активных добавок и медицинских услуг – самое распространенное нарушение – отсутствие информации о том, что потребителю требуется ознакомиться с инструкцией по применению, и что имеются противопоказания.
В рекламе финансовых услуг по-прежнему не указывается наименование лиц, предоставляющих финансовые услуги. До сих пор встречается реклама алкоголя, хоть она с января и запрещена к распространению в СМИ.
– Был пример, когда в газете распространялась реклама сайта по доставке алкоголя. Было возбуждено дело. Выписан штраф, – комментирует Людмила Галичина. – Кроме того выписаны штрафы за рекламу пива.
В числе экзотических нарушений можно назвать факт прерывания рекламой телепередач продолжительностью менее 15 минут. А кроме того, случай, когда был выписан штраф сотруднику цирка за то, что он рекламировал свое представление, разъезжая по Магнитогорску на автомобиле с громкоговорителем.
За неэтичную рекламу оштрафован один индивидуальный предприниматель и одна стоматологическая практика. Первый переделал плакат «Родина Мать зовёт» под рекламу колбасы «Ромкор». Вторая умудрилась использовать в своей рекламе образ чернокожего малыша, который родился у светлокожих родителей, что было расценено, как нарушение семейных ценностей.