
Президент Турции Эрдоган окончательно заразился "вирусом Горбачёва". Он уже заявил, что Турция готова отказаться от покупки природного газа, добытого в нашей стране.
"При необходимости Турция может покупать природный газ «в самых разных местах»," — неуклюже соврал Эрдоган.
Россия занимает второе (после Германии) место среди внешнеторговых партнеров Турции, а Анкара, в свою очередь, – в десятке важнейших союзников для Москвы. Однако Анкара не может разорвать торговые отношения с Москвой... А Москва?
Турция прочно сидит на российской топливной игле. Шансов спрыгнуть с нее даже в среднесрочной перспективе нет никаких. Доля «Газпрома» в турецком экспорте составляет ровно половину. Министр энергетики Турции Берат Албайрак уже заявил, что не беспокоится по поводу энергетических поставок. Еще бы... Заместить долю Газпрома за счет других поставщиков Турция физически не сможет. У нас турки покупают 27,3 миллиардов кубометров газа. У Азербайджана 5,3. У Ирана 8,9. У Катара 8. При этом у Ирана и Азербайджана нет дополнительного газа для Турции. Азербайджан обещает Турции голубое топливо из Шах-Дениза, но в объеме всего шесть миллиардов кубометров и только после 2020 года. Это прописано в контрактах. Но главное, что эти шесть миллиардов кубов нужны Турции для покрытия дополнительного спроса, который появится к тому времени, а не для замещения российских объемов.
До недавнего времени обе страны работали над созданием нового транзитного газопровода в Европу, в обход Украины. Что потеряет Турция, если «Турецкого потока» не будет? Первая нитка этого трубопровода необходима для нужд самой же Турции. Дело в том, что сейчас порядка 14 миллиардов кубометров газа Турция получает из России через Трансбалканский газопровод – через Украину и Румынию. Но в 2019 году заканчивается срок действия транзитного договора между Россией и Украиной. Это остановит поставки части российского газа в Турцию. Первая нитка «Турецкого потока» как раз должна была забрать на себя объемы, идущие транзитом через Украину. Конечно, в этом случае и наша страна лишится альтернативного доступа на европейский рынок. Но при наличии «Северного потока – 2» и перенаправлении поставок газа в Китай «Газпром» может восстановить утерянные объемы по турецкому направлению. Таким образом, если Турция пойдет на крайние меры, выиграют от этого Китай и Украина.
Если газ придется пустить по Украине, то Европа будет заинтересована в полной стабильности этой страны. Для Украины это может означать оккупацию войсками НАТО — для стабилизации обстановки в районе пролегания газовой трубы.
Турция же останется без половины необходимого ей объема газа. Она уже не сможет стать жизненноважным для Евросоюза газовым хабом, а, следовательно, не сможет столь аргументировано убедить Евросоюз принять себя. А кому нужен Эрдоган без газа?