Зачем правящей в Саудовской Аравии богатейшей во всём современном мире "нефтяной" монархии "маленькая победоносная война"? Надоели стабильность и процветание? Настал час во имя всевидящего Аллаха милостивого и милосердного прекратить "беззаконие на земле"? В Коране как раз говорится о "тех, которые заблудились в жизни вечной, и они думают, что они хорошо делают". Кто такие "разбойники" Хуситы, они - действительно религиозные фанатики и террористы, или же "мятежники", стремящиеся восстановить порядок и справедливость в Йемене? Происходящее в этой небогатой и неблагополучной ближневосточной стране, напичканной самым современным оружием, раздираемой племенными распрями, с трудом воспринимается в остальном мире. Эксперты напоминают: "Йемен - это территория, где людей меньше, чем вооружения" (на 25 миллионов человек около 70 миллионов единиц оружия, включая тяжёлую технику). Восток - дело тонкое!
Священный Коран,
установивший новый, во многом справедливый миропорядок на Ближнем Востоке, основанный на горьком историческом опыте жестоко враждовавших друг с другом до принятия ислама арабских племён, внедряет в сознание правоверного мусульманина своеобразную "антивоенную пропаганду": "И если бы два отряда из верующих сражались, то примирите их. Если же один будет несправедлив против другого, то сражайтесь с тем, который несправедлив, пока он не обратится к велению Аллаха. А если он обратится, то примирите их по справедливости и будьте беспристрастны: ведь Аллах любит беспристрастных! Верующие ведь братья. Примиряйте же обоих ваших братьев и бойтесь Аллаха, - может быть, вы будете помилованы" (Коран, 49:9-10). Обличая "несправедливых", политическая доктрина ислама исходит из религиозного "общинного" единства арабских народов и стран (как и в христианстве, это единство определено не земным "гражданством", но верой в общее Царство Небесное). Братоубийственная война - страшный грех для представителей всех мировых религий. Однако подобные кровопролитные войны под лозунгом восстановления "повреждённой" веры, насильственного возвращения "заблудших" единоверцев на "путь правый" имели место в истории и Запада, и Востока.
Раскол мусульман на шиитов и суннитов произошел давным-давно. Почти с того самого момента, как Пророк покинул этот мир и созданное его железной волей великое "братство" стали растаскивать на куски его тщеславные и неуживчивые наследники. Уже тринадцать веков существует это печальное, губительное разделение в одной из самых распространённых мировых религий - исламе. Причиной возникновения двух противоборствующих мусульманских лагерей стали не различия в веровании, а политические мотивы, а именно - борьба за власть. Расхождение течений в исламе началось при Омейядах и продолжалось во времена Аббасидов, когда учёные начали переводить на арабский язык труды древнегреческих и иранских учёных, анализировать и интерпретировать эти труды с исламской точки зрения. Несмотря на то, что ислам сплачивал людей на основе общности религии, этноконфессиональные противоречия в мусульманских странах не исчезли, только усугублялись с течением времени. Все различия между течениями в исламе (суннизмом и шиизмом) фактически сводятся к вопросам применения выработанных норм традиционного права, а не религиозной догматики. Ислам считается единой религией всех мусульман, но между представителями исламских течений существует ряд принципиальных разногласий, имеются также значительные несовпадения в принципах юридических решений, характере праздников, в отношении к иноверцам. Сунниты составляют большинство мусульман мира (примерно 85 %), шииты - меньшинство (приблизительно 15 %), к ним же обычно причисляют членов исламских сект (ахмадиты, алавиты, друзы, исмаилиты и др.). Сегодня одна из причин продолжающегося конфликта - структура мировой экономики, завязанной на добыче, торговле и потреблении нефти. Цена на "чёрное золото" сделалась мерилом цены человеческой крови.
Американский спецназ позорно бежал из Йемена, США бороться там уже не за что. Вашингтон подчеркивает, что продолжает наблюдать за обстановкой в Йемене и не видит военного пути решения обострившегося конфликта (своё посольство в этой стране американцы закрыли ещё месяц назад, когда мятежники объявили о захвате власти). Мятежники, держащие под контролем столицу этого ближневосточного государства, продвигаются на юг страны. Там укрывается свергнутый ими президент, который просит помощи у своего главного союзника - Вашингтона. Жертвами атак террористов стали сотни людей; только за последнюю неделю по данным СМИ погибло свыше 500 человек (среди них - 60 детей!).
Йемен в одночасье стал яблоком раздора между соседями. МИД Ирана расценил воздушные удары по Йемену как "военную агрессию, которая лишь усугубит кризис в стране". Президент Турции осудил стремление Ирана доминировать в регионе, вмешиваясь в "сектантский", по его определению, конфликт, призвал вывести иранские военные контингенты из Йемена, Ирака и Сирии. Резко ухудшились в связи с этим турецко-египетские отношения. Неожиданное сближение Саудовской Аравии и Израиля - вызов погрязшему в неудачах президенту США, чья команда как раз в эти дни ведёт во всех отношениях тяжёлые переговоры по ядерной программе Ирана и готова, как это было объявлено, к ограниченному сотрудничеству с Тегераном в борьбе с ИГИЛ. Уровень террористической угрозы в этом неспокойном регионе значительно повысился. В Сане произошло несколько крупных терактов, террористы-смертники устроили взрывы в двух мечетях во время пятничной молитвы; в числе погибших - имамы, известные проповедники. О том, что в Йемене безнаказанно действует филиал группировки ИГИЛ, стало известно ещё в прошлом году, но ответственность за теракт боевики "Исламского государства" взяли на себя впервые.
Москва предупреждает о "колоссальной ответственности" за усугубление противоречий между враждующими друг с другом суннитами и шиитами. Силы коалиции, как окрестили их журналисты, "арабского НАТО", рискуют "увязнуть" в зыбучих песках в Йемене. Шиитский экстремизм одних и суннитский экстремизм других - это две стороны одной медали, отмечают эксперты: "Они не хотят добра и стабильности для Йемена и его народа". Никто не берётся предсказать дальнейшее развитие событий на Ближнем Востоке. Искать консенсус всё равно придётся, другого пути нет. Во имя Аллаха милостивого и милосердного!
Николай Мисюров