Заявление венгерского историка Габора Дьёни, наблюдавшего в Воронеже за выборами в Донецкой и Луганской народных республиках, о том, что - цитата - «Украина потеряла Донбасс навсегда», на родине может стоить ему карьеры. Репрессивный аппарат в современной Европе, являющейся, в сущности, марионеткой США, работает как часы. Впрочем, историк, по его словам, знал, на что шел, высказываясь свободно и честно. Он относится к тем, кого в Евросоюзе (и не только) принято называть евроскептиками, хотя и не состоит в дружественной России по многим вопросам националистической партии «Йоббик». Дело в том, что «Йоббик» по ряду причин Габор не любит, а себя называет фундаментальным демократом.
Точка невозврата
Для начала - о
миссии венгерского историка (между прочим, защищавшего кандидатскую диссертацию в Екатеринбурге) в Воронеже. Будучи международным наблюдателем и хорошо владея русским, он целый день, 2 ноября, общался с беженцами и следил за ходом выборов глав ДНР и ЛНР и парламентов обеих республик. Услышанное его потрясло, если не сказать - шокировало. «Я впервые встретился с людьми, которые оказались жертвами настоящей войны, - рассказал Габор Дьёни воронежским журналистам. - Услышал страшные истории о том, что их дома разбомбили, и они были вынуждены бежать с детьми. Истории тяжелые, и я людей понимаю: их гнев и выбор».
«Беженцы - непреклонны, и отговаривать людей бессмысленно, - заявил Дьёни. - Украина допустила какую-то непростительную ошибку, их обидев. Мне кажется, назад уже не повернуть. Точка невозврата пройдена, и Украина потеряла Донбасс навсегда. Сейчас ей настало время задуматься. Понять, где была допущена роковая ошибка, чтобы ее не повторить, чтобы не настроить против себя и другие регионы». Впрочем, в отличие от русских патриотов, во всяком случае националистов, Габор Дьёни все-таки надеется на сохранение территориальной целостности Украины. Очевидно, венгр не знает про мусорные люстрации, которые в Харькове и Одессе проводят укронацисты. Да, собственно говоря, так и есть. «Европа во власти прокиевской пропаганды, - признался Дьёни. - Там не знают, что происходит на Юго-Востоке Украины. А если кто-то начинает говорить правду, то попадает в ловушку. Ведь его считают агентом Москвы».
С другой стороны, как историк Габор Дьёни, пожалуй, не может не знать, какой гомункул представляет собой Руина, собранная из Области войска Донского, Новороссии, Малороссии, Галичины, поэтому его вера в территориальную целостность Украины выглядит несколько странно. Кроме всего прочего, пообщавшись с русскими беженцами, он выразил опасения насчет судьбы своего народа в Закарпатье: «Со стороны украинских националистов притеснения венгров я считаю вероятными, они уже были и могут повториться. Но со стороны украинского правительства, я думаю, такого никогда не будет. Украина стремится в Евросоюз, а Венгрия - его член. Если там начнутся какие-то притеснения венгров, наше правительство поставит крест на европейских устремлениях Украины». И правда, у каждого члена ЕС имеется право вето.
«Едва ли в Европе признают выборы в Донецкой и Луганской народных республик из-за соображений политики, - сказал венгр. - Да и мой приезд в Воронеж, думаю, не поможет их легитимизации. Хотя мы, конечно, постараемся дать экспертную оценку. Наша работа как наблюдателей состоит в том, чтобы люди получили объективную картинку событий, которые происходят на постсоветском пространстве. Так что постараемся сделать все, чтобы как можно больше жителей Евросоюза узнали судьбу жертв войны».
Новая тоталитарная Европа
Яркие заявления Габора Дьёни на родине могут стоить ему карьеры, что он, безусловно, знает, отдает себе в таком полный отчет. Но как честный человек венгр сказал то, что сказал. Откуда уверенность в возможности репрессий? Во-первых, их вероятность не исключает сам Габор. А, во-вторых, вот свидетельство философа-евразийца и геополитика Александра Дугина: «В Будапеште 3-5 октября американские крайне правые (Дж. Тэйлор, Р. Спенсер и т.д.) решили провести международную конференцию по альтернативной геополитике для Европы. Будапешт был выбран из-за того, что премьер-министр Венгрии Виктор Орбан проводит самую взвешенную политику в отношении Евросоюза и Евразии, а также из-за дружественной позиции партии «Йоббик» Габора Воны. Накануне конференции ее запретил сам Орбан, а «Йоббик» от участия в ней отказался. Но на их действиях все не закончилось. Тех американцев и европейцев, кто все-таки приехал, похватала полиция и несколько дней преследовали по городу отряды спецслужб. Многих депортировали без объяснения причин. Спенсера арестовали. Я должен был там участвовать, но меня предупредили, что все может кончиться плохо.
В чем дело? Таких конференций проходит ежедневно десятки. Дело в том, что в Будапеште собирались правые, ориентированные в отношении России и президента Владимира Путина скорее дружелюбно, полагая, что сильная и суверенная Россия способна сбалансировать геополитику Европы в позитивном ключе. Не все участники так считают, но в целом большинство. Причем собственно из России выступающих и участников было немного, а главный костяк сторонников Владимира Путина составляли именно европейские и даже американские (!) правые. Предлогом для запрета конференции стали обвинения ее организаторов в экстремизме. Но дело, конечно, совершенно в другом. Смысл конференции был в пересмотре отношения к России и Владимиру Путину в позитивном ключе в среде западных правых и националистов. Если бы такие же силы собрались для критики Путина и поддержки «Правого сектора», им была бы предоставлена полная свобода и мощное медийное покрытие. Здесь же полицейские репрессии. Такова современная Европа. Новая и тоталитарная».
Взгляды Габора Дьёни
Самого Габора Дьёни, хотя официально он и не является венгерским националистом, если судить по ряду его интервью, можно отнести к евроскептикам, то есть представителем сил, которые негативно относятся к Евросоюзу. «Ультраправые из «Йоббика» считают (и, к сожалению, не без оснований), - говорил он, - что в рамках ЕС Венгрия превратилась в колонию Западной Европы, обслуживающую ее экономические потребности. То, что произошло в последние 20-25 лет с нашей страной (да и с большинством других государств, входивших в социалистический лагерь), лучше всего выражается термином «колонизация»… Те, кто предлагает и дальше ориентироваться на Германию и другие западноевропейские государства, забыли, что мы стремились в другую Европу. Мы хотели стать частью социально-экономического пространства, где был обеспечен высокий уровень социальной защиты, где всем гарантировано общедоступное качественное образование и здравоохранение. Но такой Европы больше не существует. Она разрушена неоконсерваторами, которые подготовили почву для господства крупных корпораций, являющихся подлинными хозяевами современной Европы. Восточноевропейским странам, оказавшимся в тяжелой ситуации, нужно не ждать помощи от Франции и Германии, а объединяться для защиты своих интересов. Поэтому мне кажется чрезвычайно перспективным углубление сотрудничества в рамках Вышеградской группы, в которую входят Польша, Чехия, Словакия и Венгрия.
Важно, чтобы в интеграционные процессы в Восточной Европе включилась Россия. Нам нужно осознать, что в современной экономической системе наши страны составляют часть периферии, которая подвергается эксплуатации со стороны наиболее развитых государств капиталистического мира. Мы не сможем противодействовать политике стран центра поодиночке. Оказывать на них влияние можно только совместными усилиями. Речь идет не только о реализации наших экономических интересов, но и о защите от вмешательства во внутренние дела восточноевропейских государств. Берлин и Брюссель все чаще и чаще пытаются управлять политическими процессами в странах Восточной Европы. Ну а мы должны показать, что не собираемся с таковым мириться».
Себя воронежский гость из Венгрии называет фундаментальным демократом, а тема его кандидатской диссертации, защищенной в Екатеринбурге, - «Протовенгры на Урале в первом тысячелетии нашей эры в российской и венгерской историографии».
Автор(ы): Константин Чаплин