mig294 (mig294) wrote,
mig294
mig294

«Колыбель демократии» в борьбе за российские умы

Оригинал взят у starflint в «Колыбель демократии» в борьбе за российские умы
Оригинал взят у anttim в «Колыбель демократии» в борьбе за российские умы

Postal





Образование за границей в последние годы стало пределом мечтаний многих молодых людей. Школьники и школьницы, студенты и студентки стремятся попасть в иностранные учебные заведения любыми путями. Одной из самых желанных стран оказываются Соединенные Штаты

Америки, и это вполне закономерно: образ демократической страны возможностей формируется в нашем сознании уже в течение нескольких десятилетий. В качестве инструмента в создании стереотипа выступают разные средства: кинематограф, журналы, телепередачи, а в последние годы – образовательные программы, предоставляющие возможность некоторое время даже пожить в стране грез.

Конторы, которые занимаются организацией подобных программ обмена, скажем, для школьников и студентов, встречаются если не на каждом шагу, то в зоне доступа любого городского подростка.

Среди подобных структур назовем «Американские советы по международному образованию» («American Councils for International Education»). Эта организация предлагает улететь в США на целый год, поселиться в американской семье, приобщиться к культуре, поучиться в настоящей американской школе – чем не мечта.

АСМО были созданы еще в 1974 году как ассоциация американских учителей русского языка. Сегодня это мощная организация с бюджетом около 86 миллионов долларов, программы которой реализуются в 60 странах мира.

Потенциальным последователям АСМО так поясняет свои цели: давно назрела необходимость наладить взаимопонимание между гражданами США и стран Евразии. С нашей страной со времен холодной войны это взаимопонимание установить так и не удалось.

Однако, если повнимательнее посмотреть на то, как АСМО достигает заявленной цели, становится ясно, что все не так просто.

Большинство проектов АСМО предполагает участие молодежи. Часть программ - это краткосрочные выезды активных представителей молодежи в США, - к ним относится, например, «Открытый мир».

Другие проекты предполагают более длительное пребывание в стране, как в случае с программой обмена для школьников «FLEX» («Future leaders Exchange»). Суть проекта в том, что в течение года самые удачливые школьники (те, которым удалось пройти два отборочных тура) живут в Штатах, в американской семье, обучаются в американских школах и   общаются с местным населением.

Казалось бы, программа предоставляет учащимся возможность познакомиться с народом и культурой Соединенных Штатов Америки. В свою очередь, «молодые посланники» научат американцев лучше понимать людей и культуру своей страны. Многие выпускники программы после возвращения домой поступают учиться в престижные вузы, а затем находят прекрасную работу - и это немудрено, ведь они уже в ходе отборочных туров доказали свои лидерские качества и подтвердили неординарность.

Однако, есть тонкости, на первый взгляд незаметные, - которые заставляют задуматься. По разработанному АСМО порядку проведения отборочных туров согласие на обработку персональных данных отбирается только от участников, прошедших во второй тур - а это уже нарушение российского законодательства в сфере защиты персональных данных. Такая система проведения отборочных туров позволяет АСМО ежегодно собирать информацию об активных, перспективных, многообещающих, амбициозных молодых людях. Возникает закономерный вопрос: зачем программа «FLEX» выбирает лидеров из российских школьников? Возможно, чтобы подготовить способных ребят к мысли о поступлении в американский вуз и, возможно, впоследствии - к миграции? Да, многие молодые люди стремятся попасть в высшие учебные заведения США, часть из них мечтает найти работу и остаться в стране, которая за несколько десятилетий превратилась в мировую державу. Но все же многие, получив образование, возвращаются на родину…Значит, дело все же не в этом.

Программа FLEX – это своего рода лагерь по идеологической обработке молодежи. Старшеклассники, которым удалось пройти отборочные туры и доказать, что они действительно «лидеры», целый год «варятся» в атмосфере американской национальной идеи. В течение года из ребят – подчеркнем - наиболее активных и амбициозных, - готовят лояльных по отношению к США лидеров, управленцев с проамериканским настроением. Неплохой ход: воспитать «своих» людей внутри другого государства. И никаких подозрений – всего лишь образовательная школьная программа.

Обучение в США - своего рода «вживание в новую культуру». Российские школьники из числа самых способных возвращаются домой после обучения в американских школах и университетах людьми с «перекодированным сознанием». Фактически речь идет об изменении национального кода, изменении национального сознания молодых людей.

Открываем страничку программы FLEX в Интернете. Заходим в раздел «Отзывы выпускников». Стоит привести лишь несколько мнений, которые подтвердят мысль о «перекодировании сознания».

«Год по обмену кардинально меняет взгляды на жизнь, и я действительно верю, что получив ценный жизненный опыт, каждый из нас после возвращения будет в силах изменить мир к лучшему!» Булатникова Дарья, Россия, Йошкар-Ола, FLEX-Finalist 2011-2012.

«Проведя год обучения в Ithaca High School, Michigan, в великолепной host family, мой взгляд на границы возможного кардинально изменился. Увидев другую часть света, познакомившись с людьми с иными взглядами, ценностями, и с совершенно другой реальностью, мир больше не выглядел черно-белым, ограниченным, и в то же время простым. Человек, принявший участие в программе обмена FSA FLEX в период становления своих жизненных ценностей, к сожалению, уже не сможет вернуться к этим взглядам, которые у него или нее существовали прежде. И это очень важный момент». Виталий Дмитриев, Россия, Ижевск, FLEX-Finalist 2003-2004.

«Участие в программе обмена FSA FLEX в моей жизни сыграло значительную роль. После года проведенного в США я вернулась другим человеком, с абсолютно иной системой ценностей и четким планом действий на будущее». Отзыв о программе обмена FLEX Юлии Бондаренко, Рязань, FLEX-Finalist 2003-2004.

Список подобных отзывов можно продолжать. Логично предположить, что FLEX преследует совсем иную цель – и это вовсе не установление взаимопонимания между разными культурами. Больше похоже на то, что таким образом реализуется политика Госдепа США (который, кстати, финансирует программу).

Стоит отметить, что АСМО дальновидно предупреждает потенциальных участников FLEX о недостатках программы – список таковых можно прочесть на официальном сайте. Итак, недостатки:

«- Возможно, что в 2015 году вы не сможете своевременно вернуться на родину для сдачи вступительных экзаменов в университет/институт.

- Если вы поступите в университет/институт до поездки в США, университет/институт может не предоставить вам академический отпуск.

- Возможно, что в 2015 году вы не успеете вернуться на родину для сдачи школьных экзаменов на аттестат зрелости в общепринятое время.

- Сразу же по возвращении на родину вас могут призвать в армию.

- Возможно, что учебный год, проведенный в США, не будет зачтен вашей школой.

- Вы можете не получить золотую медаль по окончании школы в вашей стране.

- Учебная программа средних школ США отличается от школьной программы на вашей родине. В США вы будете изучать не совсем тот материал, который предусмотрен школьной программой вашей страны».

Заметим, все указанные недостатки программы сводятся к списку проблем, которые возникнут по возвращении на родину. Вот так уже на начальном этапе в подсознании участников программы закладывается код: США страна демократическая - в противоположность РФ, где не могут пойти навстречу даже самым лучшим ученикам.  

Между тем, нарушение законодательства координаторами ФЛЕКС не раз выявлялось то в одном, то в другом городе нашей страны. В 2012 году в республике Тыва координатор АСМО получил данные 94 школьников, минуя требуемого законом разрешения родителей. Его привлекли к административной ответственности. В деятельности региональных офисов АСМО, которые открылись в Санкт-Петербурге, Новосибирске и Владивостоке, выявлены нарушения Гражданского Кодекса РФ - эти представительства поставлены на налоговый учет. В апреле этого года МинЮст исключил представительство «АСМО: АСПРЯЛ/АКСЕЛС, Инк.» из реестра филиалов и представительств международных организаций - из-за несоответствия деятельности заявленным целям. Но программа все равно продолжает действовать в стране.

В Рязани пока нет региональных отделений, хотя это не препятствует нашим ребятам принимать участие в отборочных турах и становиться победителями. Уже с начала года шестеро рязанцев побывали в США в рамках проекта «Открытый мир». Политики, журналисты и другие активные деятели молодежной среды в рамках проекта участвуют в конференциях и общаются с коллегами из других стран. Вот тут и возникает вопрос: не является ли «Открытый мир» одним из каналов, по которому легко получить информацию о политической и социальной обстановке в стране, о настроениях в обществе, - от умнейших представителей, например, нашего государства? И вдобавок ко всему -   заручиться их поддержкой, став на путь «партнерства» и «сотрудничества» в рамках, казалось бы, научной деятельности.

Как говорится – граждане, будьте бдительны..


Tags: postal, work and travel
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments