
Washington (AFP) - Несмотря на не прекращяющиеся технические проблемы и накладки, американская армия не планирует отменять разработку и выпуск нового реактивного истребителя ФЭ-35 — самую дорогостоящую программу в истории Пентагона.
Единый Ударный Истребитель был навязан в качестве технологического чуда, который будет господствовать в небе. Но несмотря на громкие заявления, он терпел неудачи одну за другой. Заявленный в проекте срок был сорван на семь лет (!). А бюджет проекта на сегодняшний день превышен на 167 миллиардов (!) долларов.
В скором времени Пентагон раскроет свой бюджет на 2015 год, но никто не сомневается, что программа ФЭ-35 будет продолжена. Хотя до сих пор непонятно, сколько самолетов будет в конце-концов собрано, и сколько зарубежных партнеров захочет их купить.
— Почему же проект ФЭ-35 прошел точку невозврата?
После того как
прошло более десяти лет с момента его запуска чиновники настаивают, что нет возможности свернуть эту программу, так как именно этот истребитель должен стать костяком ВВС США будущего. Дело в том, что ВВС США и ВВС военно-морского флота США не инвестировали в альтернативные проекты. Они сложили все свои яйца в одну ФЭ-35 корзину. Теоретически военно-морской флот США мог и отказаться от ФЭ-35 и закупить больше ФЭ-18, но, находясь под огромным давлением "сверху", командование продолжает надеяться на ФЭ-35...
Кроме того, проект "ФЭ-35" стал слишком большим, для того чтобы быть провальным, считает Гордон Адамс, профессор Американского Университета и бывший чиновник Белого Дома.
Ф-35 пользуется поддержкой в конгрессе, так как его производитель фирма "Локхид Мартин" распределила производство этого самолета по предприятиям на территории 45 штатов!
Зарубежные союзники США также рассчитывают на ФЭ-35, а Вашингтон уже обещал им прислать "меняющий-все" чудо-самолет. Отказываться от обещаний значило бы потерять лицо.
– Сколько стоит ФЭ-35?
Как самолет, который подходит сразу для всего, и который будет выпускаться совместно с союзниками США, ФЭ-35 изначально навязывался, как сберегающий бюджет вариант. Но стоимость проекта росла, подобно снежному кому. Сегодня Пентагон планирует потратить 391,2 миллиарда долларов на производство 2 443 самолетов. Стоимость каждой машины колеблется в районе 160 миллионов долларов.

Однако, если посчитать стоимость полетов и обслуживания ФЭ-35, то программа выливается в триллионы долларов! (к такому выводу пришла Счетная палата США - Government Accountability Office.)
— Почему ФЭ-35 навязывался в качестве "революционного" боевого самолета?
ФЭ-35 анонсировался в качестве самого совершенного в семействе боевых самолетов-невидимок, с корпусом, который позволяет избегать обнаружения радарами.
Когда ФЭ-35 встречает противника в воздухе, вражеский самолет "будет сбит до того, как поймет, что начался воздушный бой", утверждал генерал Марк Вельш в интервью CBS.
Приспособленный для полетов на сверхзвуковых скоростях, снаряженный тщательно разработанным программным обеспечением, ФЭ-35 представляет из себя летающий компьютер. Через экран в высокотехнологичного шлема пилот получает обзор на 360 градусов вокруг самолета: изображение передается с наружных телекамер, которые установлены даже под днищем ФЭ-35.
— Почему же проект выбился из графика, и чем это грозит?
ФЭ-35 не поступит в ВВС США раньше 2016 года (десять лет спустя после первого полета).
Главная причина задержки — это решение начать выпуск самолета до государственных испытаний. Ведь выпущенные образцы имели серьезные изъяны, а программное обеспечение зависало. Постоянно требовались ремонты и переделки уже выпущенных самолетов в ущерб производства новых экземпляров...
24 миллиона строчек программного кода программного обеспечения ФЭ-35 стали постоянно головной болью, самолет все еще не достиг тех показателей надежности, скрости и маневренности, которые были анонсированы.
В пятницу (15 февраля 2014 года) разработчик ФЭ-35 уведомил редакцию AFP, что ФЭ-35Б, корабельный вариант ФЭ-35, развалился на части во время стресс-теста, имитирующего посадку на авианосец. Как результат, дальнейшие тесты были отменены, и возможно, самолет теперь придется дорабатывать.
Как и другие оружейные программы в прошлом, проект ФЭ-35 потребует больше денег из-за устранения технических проблем. Это заставляет Вашингтон скорректировать в сторону уменьшения то количество самолетов, которые он планирует закупить в ближайшее время.
Пентагон уже анонсировал планы приобрести только 34 ФЭ-35 в 2015 году вместо 42 первоначально.
— Какие страны планирует покупать ФЭ-35?
Кроме США, восемь стран принимают участие в проекте: Австралия, Британия, Канада, Дания, Италия, Недерланды, Норвегия и Турция.
Израиль выразил заинтересованность в самолете, как и Япония, Южная Корея и Сингапур.
Некоторые правительства заказали их первый ФЭ-35, но с ростом стоимости самолета планы могут поменяться.
Источник