«NewsBalt» перевёл расследование польских журналистов о таинственной индийской фирме, которая обогащается за счёт калининградцев.
Информационно-аналитический портал «NewsBalt» перевёл статью под названием «Визы в мутной воде», опубликованную в «Gazeta Wyborcza» и посвящённую таинственной индийской фирме, которая обогатилась за счёт жителей Калининградской области.
Прошёл год с момента вступления в силу договора о малом приграничном движении с Калининградской областью. Россиянам безвизовый режим дал возможность ездить за покупками. Мы получили возможность заправлять наши машины вдвое дешевле. Но наибольшую выгоду получила индийская фирма, которая не общается с прессой.
Калининградская область - анклав внутри шенгенской зоны. Если житель области захочет проехать по прямой линии расстояние, превышающее двести километров, то он непременно наткнётся на границу – либо польскую, либо литовскую. По причине более низких цен на товары, как в Польше, так и в Литве, визы стали в области товаром первой необходимости.
Лидером на рынке «получения» визы является фирма из Индии VFS Global, работающая в Калининградской области под вывеской Польского визового центра (PCW).
По данным Генерального консульства республики Польша, польские визы составляют свыше 50% всех виз, выданных странами шенгенского договора в Калининградской области. После введения в дополнение к визам разрешений в рамках договора о приграничном движении, консульство посчитало, что не справится с растущим числом ходатайств. По этой причине МИД принял решение о проведении аутсорсинга. Возможность электронной регистрации и большое количество «окошек» должны были помочь калининградцам избавиться от многочасового стояния в очереди перед консульством. Победу в организованном МИДом конкурсе одержала фирма VFS Global.
Консул по визовым вопросам Януш Яблонски доволен – в прошлом году мы принимали людей в консульстве, 500-600 человек ежедневно.
- Стеснённые условия не позволяли на большее число посетителей. Поэтому мы провели конкурс, и в настоящий момент число принимаемых ходатайств выросло до полутора тысяч в день. Очереди исчезли. Сегодня человек обращается в визовый центр, и завтра уже может подавать документы.
Вопреки словам консула, от момента записи через интернет – если не случится частой аварии системы, или звонка в колл-центр – до которого довольно трудно дозвониться, нужно ещё подождать в среднем две недели до свободного времени для подачи документов. Чтобы получить готовое разрешение придётся ещё подождать – иногда до трёх месяцев – и заплатить.
За принятие документов на получение визы центр берет 17,5 евро, за ходатайство на получение карточки малого приграничного движения - 10 евро. К этому естественно добавляются стандартные консульские сборы: 35 евро за документы на визу, 20 евро – за приграничное движение.
– Я должен платить визовому центру за то, что они привезут мои документы в консульство. Это не имеет смысла, – говорит Александра, одна из сотен недовольных клиентов.
Искреннее удивление посетителей визового центра вызывает то, что отдельные виды оплат принимаются в разной форме. Плата за услуги центра принимается в «окошке», консульский сбор оплачивается в терминалах российского «Энерготрансбанка». За оказанную услугу банкомат взимает комиссию в размере ста рублей. Если посетитель решил платить наличными, то его ждут ещё большие проблемы – банкомат не выдаёт сдачи. Остаток суммы можно перевести на счёт своего мобильного телефона, но при этом берётся отдельная комиссия, на этот раз 5 рублей.
Индийская фирма с прессой не общается. Я сама подсчитала (повествование идёт от лица журналистки «Gazeta Wyborcza» Паулины Сегень (Paulina Siegień). - «NewsBalt»), что принимая ежедневно полторы тысячи заявлений, можно заработать около 100 тысяч злотых, т.е. миллион рублей. При двадцати рабочих днях ежемесячно доход фирмы может достигать двух миллионов злотых. Молодой калининградский бизнесмен, работающий в туристическом секторе, говорит мне, что такую доходность называют «бриллиантовой»:
- Для фирмы, которая ничего не производит, а только продаёт определённые услуги, точнее говоря, посредничает в их предоставлении, это фантастическая сумма. Вдобавок к этому ей не приходится заботиться о поиске клиентов, поскольку она является монополистом.
- Размер комиссии не вызывает сомнения у консула в Калининграде – если у кого-то нет 17.5 евро, то, прошу прощения, лучше ему не ехать в Польшу – говорит Януш Яблонски.
Консул не может дать однозначного ответа на вопрос о происхождении капитала фирмы VFS Global:
– В аукционе не принимала участия ни одна польская фирма, так как у нее не было бы никаких шансов. Нужно работать на этом рынке и быть зарегистрированным на территории России как субъект экономической деятельности.
z14244899Q,Mieszkancy-Kaliningradu-czeka
Такое фото посетителей Польского визового центра в Калининграде иллюстрирует статью в «Gazeta Wyborcza».
Как показывает опыт многих польских предприятий, регистрация фирмы в России не является таким уж сложным делом. А кроме того VFS Global это не российская фирма.
Министерство иностранных дел Польши в ответ на мою просьбу прокомментировать этот вопрос, ответило: «Во время аукциона документация, представленная Global, не вызывала сомнений нашей комиссии. В то же время подробности, касающиеся происхождения капиталов фирмы, консулу неизвестны».
На вопрос, почему внесение консульского сбора связано с оплатой банковской комиссии, консул Яблонски отвечает:
- Банк тоже должен на этом заработать.
В официальном письме МИДа дается разъяснение, что на предоставление этой услуги был объявлен отдельный конкурс. Вынести решение не составило большого труда, так как «Энерготрансбанк» был единственным участником конкурса.
Работниками Польского визового центра не являются гражданами Польши – как можно было бы подумать исходя из его названия. Там работают граждане России. Принимая документы и заявления на выдачу визы, они должны дать рекомендации относительно её вида и срока действия. Предприимчивые калининградцы ищут контактов с сотрудниками центра, чтобы те помогли им устроить желаемый вариант.
- Я знаю женщину, которую работник центра в «окошке» проинформировал, что дает ей рекомендацию на однократную визу. Вернувшись домой, она позвонила своему знакомому, который там работает. Он взял её документы и изменил рекомендацию на многократную визу, – рассказывает Андрей, один из посетителей центра.
Как же МИД комментирует факт, что о выдаче польских виз решения принимают граждане России?
«Ходатайства о выдаче виз, перед тем, как консул примет решение, проходят регистрацию в информационной системе. Сотрудник, занимающийся этой процедурой, согласно действующим правилам, обязан предоставить рекомендацию (...). сотрудник визового центра предупреждает каждого клиента, что это только рекомендация, основанная на предписаниях законодательства, а окончательное решение принадлежит к исключительной компетенции консула...», - говорится в сообщении МИД.
Я подсчитала, что при упомянутых консульством полутора тысячах заявлений в день, консулу пришлось бы рассматривать три заявления в минуту на протяжении восьми часов, не отлучаясь даже в туалет. В апреле этого года губернатор Калининградской области предложил эксперимент по продаже виз, как российских, так и шенгенских, на пограничных переходах. Так, как делает Турция или Египет. Мой польский собеседник, работающий в туриндустрии, поддерживает эту идею:
- Так было бы наиболее логично и прозрачно.
Также и оборотистые белорусы смогли в прошлом году заработать на посреднических услугах по приобретению польских виз несколько миллионов долларов. Польский МИД признает, что бессилен что-либо сделать в этом случае. Тут весь интерес заключался в продаже труднодоступных сроках собеседования в польских дипломатических представительствах.
Отчаявшиеся белорусы обратились к порталу Porteuropa.eu с просьбой о помощи и приданию огласке этой проблемы. Они подробно описали суть возникших трудностей: «все места, доступные в интернете, тут же перехватываются хакерами, которые продают их за 200-400 евро», - бьют тревогу жители Белоруссии.
Теоретически достаточно, чтобы человек зарегистрировался на сайте By.e-konsulat.gov.pl., заполнил онлайн визовое заявление и зарегистрировал встречу с консулом в одном из трех отделений в Гродно, Минске или Бресте. Сроки – на месяц вперед.
Два года назад Польша значительно облегчила процедуру, введя выдачу одноразовых виз «за покупками». Чтобы ее получить, например, в гродненском консульстве, достаточно подать письменное заявление, что человек собирается ехать в Польшу по магазинам. После возвращения и предъявления в консульстве счет-фактур, как подтверждение, что ездил за покупками, можно ходатайствовать о получении годовой шенгенской визы, которая позволяет посещать другие страны ЕС. Виза стоит 60 евро. Таким образом, Варшава упрощает беллрусам контакты с Западом, за что ей благодарна тамошняя оппозиция. Польский МИД гордится этой системой. А помимо этого тем, что за три прошедших года число выданных виз удвоилась. В прошлом году их было получено 350 тысяч.
Но эта проблема – чем МИД хвалиться не хочет – имеет и другое дно. Число беларусов, жаждущих получения польских виз, превысила оценки наших дипломатов, поэтому система часто барахлит. А вокруг регистрации через интернет возникла «серая зона».
В тот момент, когда возникают трудности с самостоятельной регистрацией на сайте, появляются «помощники» - естественно не бескорыстные.
- Простой человек не в состоянии зарегистрировать заявление через интернет. Я пробовал много раз, – говорит 43-летний Андрей Каламиец, рабочий из-под Гродно. Он рассказывает, что сперва невозможно было войти на страницу для регистрации, а когда спустя какое-то время, наконец, удалось это сделать, все сроки приема оказались занятыми. – В конце концов, я сам пошел к хакеру. За регистрацию заплатил 100 евро, – говорит Каламиец.
32-летний Олег, информатик по профессии, предприниматель в настоящее время, уже несколько месяцев занимается польскими визами. Когда слышит слово «хакер», возмущается:
- Я не взламываю сервер польского МИДа. У меня просто быстрое соединение с интернетом и программа, которая автоматически переписывает личные данные из файла в формуляр заявления в интернете. Я просто быстрее других, вот и все.
Он рассказывает, что в первое время продажа визовых заявлений было настоящим Эльдорадо, а тех, кто «помогал» зарегистрироваться, было много. Однако теперь их время подходит к концу. Олег – как и другие хакеры, с которыми мы говорили – за два последних месяца на смог зарегистрировать ни одного заявления, хотя совсем недавно регистрировал ежемесячно почти двадцать штук. Причина? На рынке появились новые, более серьезные игроки, которые оказались еще быстрее.
В неофициальных разговорах польские дипломаты признают, что большая часть виз выдается при содействии хакеров. Цены их услуг растут. Когда-то платили по 80-100 долларов, теперь 150-200. Только в прошлом году посредники «заработали», по крайней мере, свыше десяти миллионов долларов.
Мартин Босацки, пресс-секретарь Министерства иностранных дел, отвечает на упрёки о взяточничестве:
- Все консульские учреждения регулярно контролируются. У нес нет подозрений, что имеют место случаи коррупции. Логика простая: если бы получение визы зависело от взятки, то было бы больше отказов. Консульства создавали бы трудности в получении визы, чтобы принуждать людей платить взятки. Тем временем количество отказов минимально.
Босацки признаёт, что он знает о хакерских атаках не портал консульства:
– Их целью является блокирование доступа на портал путем генерирования огромного числа запросов, которые занимают соединения. Информатики МИДа активно с этим борются.
Автор статьи: на русский язык перевела Светлана Грохотова специально для «NewsBalt».
Автор фото: Kaliningrad.msz.gov.pl.
Источнег